Дочери умершей москвички вовремя не оформили на себя квартиру, которая им досталась от матери. Поэтому столичные чиновники решили забрать эту недвижимость. Этот спор вошел в первый Обзор практики Верховного суда за 2022 год.
После смерти москвички прошло 19 лет, и лишь спустя это время ее дочери обратились к нотариусу, чтобы узаконить наследство и получить квартиру в собственность. Но им отказали, а в нижестоящих инстанциях столичные чиновники смогли добиться изъятия жилья в пользу государства.
Верховный суд не согласился с таким подходом. «Тройка» под председательством Андрея Рыженкова обратилась к Гражданскому кодексу РСФСР, который действовал в момент смерти женщины. Этот закон, как и современный ГК, допускал принятие наследства не только при обращении к нотариусу, но и при фактическом вступлении во владение имуществом. Наследник должен относиться к имуществу «как к собственному» — управлять, пользоваться и распоряжаться им, поддерживать в надлежащем состоянии. Тогда можно говорить, что он владеет им, а значит, принял наследство.
Для подтверждения фактического принятия наследства можно представить различные документы, например квитанции об оплате налогов, коммунальных платежей, договоры подряда на проведение ремонтных работ и другие подобные документы.
При этом регистрация в квартире на момент смерти наследодателя вообще не является обстоятельством, которое влияет на признание или не признание его родственников наследниками. Важен лишь факт фактического проживания. Не имел значения для разрешения спора и долг по коммунальным платежам, уверены судьи ВС. Отсутствие долга не является одним из условий принятия наследства, подчеркнули они.
Напоминаем, что для расчета госпошлины за выдачу свидетельства нотариусом может понадобиться оценка для наследства.